Как получить адресное разъяснение Минфина

Если позиция Минфина совпадает с позицией компании, то это поможет убедить налоговый орган отказаться от соответствующих претензий. Поэтому для компании очень полезно получить адресные разъяснения важных вопросов, по которым практика неоднозначна или существует риск ее изменения.

Не стоит опасаться того, что Минфин даст невыгодный ответ.

Адресные разъяснения могут появиться в справочно-правовых системах в обезличенной форме. И в их тексте не будет ясно, какая компания задавала вопрос. Эти письма не являются обязательными для налоговых органов (письма Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2–138 и ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/716@).

По некоторым вопросам разъяснение получить проще.

Если сотрудники Минфина не захотят отвечать на вопрос по существу, они всегда могут ответить, что «обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются». Либо формально без учета подробностей запроса процитируют статьи НК РФ — дадут отписку.

В то же время по ряду вопросов от Минфина все-таки можно получить выгодное разъяснение. Рассмотрим такие ситуации.

Ситуация Комментарии
1 Уже имеется безадресное разъяснение Минфина
  • Следование разъяснениям Минфина, размещенным в справочных правовых системах и не адресованным конкретному налогоплательщику, не освобождает от штрафов и пеней (письмо Минфина России от 07.08.07 № 03-02-07/2–138).
  • Но в большинстве случаев для конкретного налогоплательщика Минфин готов изготовить адресную копию ранее данного безадресного разъяснения.
  • Поэтому, если удалось найти письмо Минфина с выгодной позицией по важному для компании вопросу, о нем обязательно стоит упомянуть в тексте запроса.
2 Минфин ранее в письмах уже высказывал неприемлемую для компании позицию
  • Переломить позицию Минфина новым запросом, скорее всего, не получится. Если только не возникли какие-то новые обстоятельства.
  • Например, изменился закон или появилось решение одного из высших судов.
  • Позиция компании является прямым следствием позиции Минфина. В некоторых случаях из выводов, сделанных Минфином в других письмах, выгодное компании толкование прямо следует логически или по аналогии.
  • Например, в своих разъяснениях Минфин ранее уже давал нужное определение какого-либо термина или высказывался о применимости льготы в аналогичной ситуации.
  • Можно сослаться на такой пример в запросе. Однако успех возможен, только если вывод или аналогия прямо следуют из ранее высказанной позиции Минфина.
2 Минфин ранее в письмах уже высказывал неприемлемую для компании позицию
  • Переломить позицию Минфина новым запросом, скорее всего, не получится. Если только не возникли какие-то новые обстоятельства.
  • Например, изменился закон или появилось решение одного из высших судов.
  • Позиция компании является прямым следствием позиции Минфина. В некоторых случаях из выводов, сделанных Минфином в других письмах, выгодное компании толкование прямо следует логически или по аналогии.
  • Например, в своих разъяснениях Минфин ранее уже давал нужное определение какого-либо термина или высказывался о применимости льготы в аналогичной ситуации.
  • Можно сослаться на такой пример в запросе. Однако успех возможен, только если вывод или аналогия прямо следуют из ранее высказанной позиции Минфина.
3 Судебная практика высших судов на стороне компании
  • Минфин в большинстве случаев готов учитывать позицию, высказанную в актах Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов. Однако их решения, принятые в пользу налогоплательщика, обычно толкуются Минфином максимально узко.
  • Упоминая в тексте запроса о решениях высших судов, необходимо учитывать их статус, а также позднейшие изменения в судебной практике.
4 Текст нормы НК РФ подтверждает позицию компании
  • Если позиция компании напрямую следует из текста НК РФ, то Минфин, вероятнее всего, ее подтвердит.
  • Но существует ряд вопросов, по которым Минфин традиционно игнорирует текст НК РФ (например, письмо Минфина России от 02.04.2015 № 03-04-06/18275).

Важно грамотно составить запрос.

  1. Куда отправлять:
    • Запрос нужно направить по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.
    • Можно сделать это по почте, но надежнее передать с курьером. Это исключит возможность утери обращения, и уменьшит общий срок получения ответа. Сохраните копию запроса со штампом Минфина о его получении.
  2. Кому адресовать:
    • Адресовать письмо нужно директору департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В. Трунину с отметкой, что компания запрашивает письменное разъяснение по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в порядке пункта 1 статьи 34.2 НК РФ.
    • Далее письмо будет передано конкретному исполнителю.
  3. Что в запросе указать:
    • Название;
    • ИНН;
    • почтовый адрес организации.

      Ответы на запросы Минфин всегда направляет по почте.

  4. Кто подписывает запрос.
    • единоличный исполнительный орган;
    • представитель компании по доверенности (ст. 27, 29 НК РФ). В этом случае к запросу прикладывается оригинал или нотариально заверенная копия доверенности.

    Срок ответа на запрос составляет 2 месяца с момента его получения (п. 3 ст. 34.2 НК РФ, п. 11.10 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н). Если компания не получила ответ в этот срок, то пишите жалобу на имя И.В. Трунина с приложением копии запроса и просьбой ответить на него по существу.

  5. Что указать в содержании.
    • коротко и максимально обезличенно описать фактические обстоятельства ситуации. Слишком подробное описание может стать поводом для отказа в разъяснении со ссылкой, что Минфин не рассматривает конкретные хозяйственные ситуации.

      Помните, если адресное разъяснение основано на неполной или недостоверной информации (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), то освобождение от штрафов и пеней не применяется.

    • указать в запросе только фактические обстоятельства, которые имеют правовое значение в рассматриваемой ситуации, так как ответ Минфина чаще всего содержит минимум информации о фактической ситуации. И поэтому будет анализироваться исходный текст запроса.
    • указать применимые нормы НК РФ и других нормативных актов и обязательно предложить желаемый вариант их толкования. Фактически запрашивать нужно не разъяснение нормы права, а подтверждение правильности ее понимания компанией. Минфин не обязательно согласится с предложенным толкованием, однако, если он готов это сделать, это сильно упростит работу исполнителю. И у него не будет готовых аргументов для отрицательного ответа.
    • в запросе придерживайтесь стилистики обычных писем Минфина, это упростит работу исполнителю.
    • указывайте реквизиты подтверждающих нужную позицию писем Минфина, других органов, решений высших судов.

Рекомендуемая структура запроса выглядит следующим образом:

Шансы на положительный ответ можно увеличить.

На практике существуют некоторые хитрости, которые позволяют увеличить шансы компании на получение положительного разъяснения.

29.08.2017

Источник публикации: ТПП РФ. Навигатор успеха. Выпуск 29.08.2017

up