Вопрос:

Обязательными реквизитами кассового чека являются в том числе:

- признак способа расчета (приход или расход);

- наименование товара (работы, услуги), цена за единицу и стоимость с учетом скидок;

- форма расчета.

В связи с тем, что у организации 35 магазинов розничной торговли и перевод всех магазинов на систему онлайн касс нужно осуществлять постепенно, необходимо произвести дополнительные настройки программного обеспечения.

Физлицо вносит аванс в размере 100% наличными денежными средствами в кассу магазина. Реализация товара осуществляется под этот аванс через несколько дней, в том числе в следующем месяце. Что должно быть отражено в чеке ККТ в графах "Признак способа расчета" и "Наименование товара (работ, услуг) в момент внесения аванса в кассу"? Нужно ли отражать операцию по реализации товара на ККТ в момент получения товара при 100%-ной предоплате и что должно быть отражено в этом случае в чеке ККТ?

Физлицо вносит аванс 50%. Товар реализуется через несколько дней с доплатой наличными денежными средствами (или в безналичной форме по карте). Какие реквизиты должен содержать чек ККТ при доплате наличными денежными средствами и с использованием электронных средств платежа?

Юрлицо перечисляет в безналичной форме аванс 50%. Товар реализуется через несколько дней с доплатой наличными. Что должно быть отражено в чеке ККТ?

Представитель юрлица вносит в кассу аванс 50% наличными денежными средствами. Через несколько дней товар реализуется с доплатой путем списания денежных средств с расчетного счета юрлица. Останется ли не закрытым реализацией аванс, пробитый на ККТ? Какие реквизиты должны быть в кассовом чеке на сумму 50% аванса?

Сейчас продажа подарочной карты номиналом 500 рублей учитывается как аванс с формированием проводки: дебет счета 50 и кредит счета 62.02 – 500 руб. В момент реализации товара и оплаты товара подарочной картой формируется проводка: дебет счета 62.02 и кредит счета 62.01 (магазин) – 500 руб. Что в момент продажи подарочной карты должно быть указано в чеке ККТ: аванс или продажа подарочной карты? Что должен включать чек ККТ?

Что такое специальная касса для интернет-магазина?

Должен ли продавец применять онлайн-кассу, если товар, реализуемый через Интернет, покупатель оплачивает через свой электронный кошелек?

Какой признак способа расчета должен быть при возврате аванса?

Какие реквизиты должен содержать чек ККТ при возврате товара и выдаче денежных средств при осуществлении операции в день покупки товара, до закрытия смены?

Как отразить в чеке оплату товара частично наличными денежными средствами и частично баллами?

Согласно ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ фискальные данные - это сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или ИП, осуществляющих расчеты, о ККТ, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные ККТ или оператором фискальных данных.

Является ли обязательным условием закрытие авансов реализацией в чеке ККТ или достаточно отразить суммы наличных денежных средств, которые должны быть приняты кассиром?

Каким нормативным правовым актом регламентируется порядок отражения операций на ККТ, а также перечень операций, отражаемых в чеке?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенной политики

Письмо
от 16.03.2017 № 03-01-15/15255

Об особенностях применения контрольно-кассовой техники

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон № 290-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

В соответствии с новым порядком применения ККТ передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будет направляться в режиме реального времени ("online"), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств.

Принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Вместе с тем, новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.

При этом Федеральным законом № 290-ФЗ определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения ККТ.

Также отмечаем, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 18416-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017-2019 годов", которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 000 рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчёта с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) после 01.07.2018 года.

Согласно информации, представленной производителями ККТ, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 тысяч рублей, которая включает в себя приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тысяч рублей включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4 – 6 тысяч рублей.

Также сообщаем, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты. Ежемесячные затраты за пользование Интернетом, по имеющимся данным, не превысят 50 рублей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

При этом приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей" (Зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45053) установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.

По вопросу применения ККТ при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, отмечаем следующее.

Введение учета оптовых и розничных объемов продаж алкогольной продукции с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) позволяет сопоставить информацию об объемах производства и оборота продукции с объемами ее розничной реализации без проведения контрольных мероприятий на местах продажи алкогольной продукции. При этом сами розничные магазины получают возможность проконтролировать легальность происхождения продаваемой алкогольной продукции, что значительно снижает их лицензионные риски.

Кроме того, представление соответствующей информации об алкогольной продукции в ЕГАИС препятствует нелегальному обороту данной продукции, и направлено как на защиту экономических интересов Российской Федерации, так и на обеспечение прав и законных интересов потребителей данной продукции.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.

Заместитель директора Департамента
В.А. Прокаев
up