Минфин рассказал, что было и что будет
Министерством финансов Российской Федерации подготовлен и опубликован проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В документе подведены итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2015 – 2017 годах.
Говоря о структурной трансформации экономики документ отмечает сокращение теневого сектора и повышение собираемости налогов. Этому способствовало применение новых информационных технологий в налоговом администрировании, наглядно продемонстрировавшего существенный потенциал расширения налогооблагаемой базы и повышения доходных поступлений без увеличения налогового бремени.
Среди наиболее существенных достижений в этом ряду стоит развертывание в 2016 году системы ЕГАИС, которое практически пресекло возможность реализации нелегально произведенного алкоголя в розничных магазинах. Кроме того, внедрение системы маркировки товаров из меха в 2016 году привело к увеличению легального оборота этих изделий почти в 6 раз.
В 2017 году продолжается работа по созданию (уточнению) нормативно-правовой базы, необходимой для дальнейшего сокращения теневого сектора. В целях получения информации обо всех розничных продажах в стране приняты законодательные нормы, предусматривающие полный охват розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера налоговой службы.
Среди целей и задач бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период 2018 – 2020 годов ставится задача продолжения структурной трансформации экономики. Вновь подчеркивается необходимость сокращения теневого сектора и создание равных конкурентных условий. Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы.
Ключевая задача на ближайшие годы – создание системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса. В этих целях планируется:
-
Полный охват розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС. С 1 июля 2018 года завершится оснащение онлайн кассами тех налогоплательщиков, которые работали на патентной системе налогообложения (ПСН) и на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД).
Предоставление малому бизнесу (плательщики ЕНВД, патента) права уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат).
-
Интеграция информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов; создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю.
Запуск (1 февраля 2018 года) пилотного проекта по внедрению на территории ЕАЭС механизма прослеживаемости со «сквозной» (от границы до розничного звена) идентификацией ввезенного товара путем присвоения ему уникальных классификационных признаков.
- Постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы.
Цифровизация и интеграция всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов данных позволит кратно расширить амуницию налогового администрирования.
Единое информационное пространство налогового администрирования
Среди других мер, направленных на сокращение теневого сектора и создание равных конкурентных условий, предполагаемых к реализации в течение планового периода, можно выделить:
- Создание равных конкурентных условий на рынке розничных продаж алкогольной продукции. Установление дифференцированного подхода к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией, в зависимости от количества мест осуществления деятельности (в настоящее время размер госпошлины – 65 000 рублей в год – универсален как для крупной торговой сети, так и для отдельных сельских магазинов).
- Пресечение злоупотреблений, связанных с использованием патентной системы налогообложения для минимизации налогообложения по такому виду предпринимательской деятельности как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности. Предлагается ограничить общее количество таких объектов (общую площадь объектов), в отношении которых индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения, а также уточнить виды предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и патентная система налогообложения.
- Вовлечение в формальную экономику самозанятых. Освобождение самозанятых до конца 2018 года от уплаты НДФЛ при условии уведомления налогового органа об осуществлении упомянутой деятельности. По окончанию льготного периода такие граждане смогут самостоятельно определиться с режимом налогообложения их доходов. Вопрос внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в части определения понятия физических лиц, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность, особенностей их учета в налоговых органов, а также установления налоговых условий их деятельности предполагается рассмотреть уже в 2017 году.
- Уточнение видов предпринимательской деятельности в отношении которых могут применяться ЕНВД, патентная система налогообложения и пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков на упрощенной системы налогообложения в связи с введением в действие ОКВЭД2.
Предусмотрены меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования и снижение административных издержек. В частности планируется рассмотрение вопроса об упрощении процедуры проведения камеральных проверок после 1 июля 2018 при полном охвате розничной сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн передачу данных на сервера ФНС России.
Предложенный Мифином России проект документа определяет подходы к формированию федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, его основных характеристик и прогнозируемых параметров.
Из документа четко прослеживается стремление главного финансового ведомства страны взять под контроль все денежные потоки и всю налогооблагаемую базу, создать неприемлемые условия для уклонения от налогов, без увеличения налоговой нагрузки собрать больше налогов, путем анализа больших массивов данных выявлять зоны риска и проводить в них высокоэффективные контрольные мероприятия. Данная политика будет реализовываться в предстоящие годы.
Любые рассуждения о переносе сроков применения онлайн касс для спецрежимников с 1 июля 2018 года на более поздние сроки противоречит проводимой Министерством финансов РФ политике. Предпринимателям необходимо не ждать переноса сроков, а обдуманно подойти к выбору наиболее оптимального варианта контрольно-кассовой техники, максимально соответствующей специфике бизнеса с перспективой как минимум на десятилетие.
Пресс-служба компании КОЛТА
04.10.2017