Минкомсвязи России письмом от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ разъяснило следующее:
Абонентский номер или адрес электронной почты могут быть признаны персональными данными в случае, когда такая информация относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. При этом абонентский номер, принадлежащий юридическому лицу, не может рассматриваться в качестве персональных данных.
Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку. Однако Федеральный закон «О персональных данных» допускает изъятия из этого правила. Таким изъятием является случай, когда обработка персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
С соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» при осуществлении покупателем (клиентом) расчета в случае предоставления им пользователю ККТ до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты на пользователя ККТ возложена обязанность направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты.
Письмом Минкомсвязи России обратило внимание заинтересованных лиц на перечень сведений, относящихся к абонентам-гражданам.
Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных Федеральный закон «О персональных данных» и другими федеральными законами. Обязанность предоставить доказательство получения такого согласия возлагается на оператора связи.
В целях заключения и (или) исполнения договора об оказании услуг связи, стороной которого является абонент-гражданин, и (или) в целях осуществления прав и законных интересов оператора связи или абонента-гражданина оператор связи может поручить обработку персональных данных абонента-гражданина третьему лицу. При этом согласие абонента-гражданина на такое поручение, в том числе на передачу его персональных данных такому третьему лицу, обработку персональных данных таким третьим лицом в соответствии с поручением оператора связи, не требуется.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минкомсвязь России) в пределах своей компетенции рассмотрело обращение по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) в свете принятого Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о персональных данных под персональными данными понимается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».
Таким образом, абонентский номер или адрес электронной почты могут быть признаны персональными данными в случае, когда такая информация относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Например, абонентский номер, принадлежащий юридическому лицу, не может рассматриваться в качестве персональных данных.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о персональных данных «обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных».
Пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных устанавливает, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При этом пунктами 2 – 11 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных предусмотрены случаи, когда допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных на их обработку.
К таким случаям, в частности, относится обработка персональных данных, «необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей» (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
С учетом определения понятий «бланк строгой отчетности», «кассовый чек», «пользователь», «расчеты», установленных статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон о ККТ), предусмотренная частью 2 статьи 1.2 Закона о ККТ обязанность пользователя при осуществлении расчета в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) означает осуществление и выполнение возложенных законодательством Российской Федерации на оператора персональных данных (пользователя в целях Закона о ККТ) функций, полномочий и обязанностей в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Закона о связи «сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Обязанность предоставить доказательство получения согласия абонента-гражданина на предоставление сведений о нем третьим лицам возлагается на оператора связи.
Оператор связи вправе поручить в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработку персональных данных абонента-гражданина третьим лицам.
В случае, если оператор связи поручает обработку персональных данных абонента-гражданина третьему лицу в целях заключения и (или) исполнения договора об оказании услуг связи, стороной которого является абонент-гражданин, и (или) в целях осуществления прав и законных интересов оператора связи или абонента-гражданина, согласие абонента-гражданина на это поручение, в том числе на передачу его персональных данных такому третьему лицу, обработку персональных данных таким третьим лицом в соответствии с поручением оператора связи, не требуется».
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о персональных данных лица, виновные в нарушении требований Закона о персональных данных несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе ответственность, предусмотренную статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обращаем Ваше внимание, что исходя из закрепленного пунктом 6.6 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, права Минкомсвязи России «давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства», настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Данное письмо носит информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о персональных данных.