Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов по возврату суммы займа и погашению процентов за пользование предоставленным займом и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Требования к форме договора займа, а также отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок регулируются гражданским законодательством, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами.
Отношения, возникающие при пользовании имуществом по договору займа регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской ФедерацииБ в качестве услуги признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким образом, обязательный признак услуги - реализация результатов деятельности, не имеющей материального выражения, в то время как по договору займа деятельность не осуществляется.
Не является оказанием услуг пользование денежными средствами по договору займа, когда займодавцем взимаются проценты, поскольку выдача денег взаймы не означает передачи товаров (работ, услуг).
Принимая во внимание, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт обязаны применять контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме.